Понятие смысла целесообразно рассмотреть опосредованно, через его примерные характеристики, структуру, механизмы и способы открытия и реализации, результаты осуществления. «Смысл (будь то смысл текстов, фрагментов мира, образов сознания, душевных явлений или действий) определяется, во-первых, через более широкий контекст и, во-вторых, через интенцию или энтелехию (целевую направленность, предназначение или направление движения) [Леонтьев 2019].
Значимыми характеристиками смысла можно назвать следующие:
Связь определенных объектов, явлений, действий и событий с их значимостью для субъекта, и его (субъекта) индивидуальная неповторимость
Обусловленность смысла предмета или действия его местом в более широком контексте, связь между субъектом и миром – определяющий фактор смысла
Зависимость возможности открытия смысла от когнитивных процессов переработки информации и построения образа мира у субъекта
Влияние смысла на протекание познавательных процессов
Поведение определяется смыслами ситуаций, предметов и явлений
Обусловленность опыта открытия смыслов уникальным опытом и биографией субъекта.
Роль активности самого субъекта в открытии смыслов
Без смысла невозможна никакая активность вообще, отсутствие смысла приводит к заболеванию.
Связь открытия смыслов с социокультурным опытом, роль обучения и самообучения, влияние других людей на открытие смыслов в том числе и в виде деструктивных влияний, а также в виде примера.
Влияние смысла на способность человека к самодетерминации и самодистанцированию, в том числе и от определенных проявлений в себе самом
Ситуативная изменчивость смысла как смысл момента
Смысл не всегда понятийно репрезентирован, не всегда осознан и не всегда может быть четко выражен доступными средствами.
Смысл многолик, он поворачивается к исследователю (к разным исследователям) различными своими гранями, и разные его определения и описания оказываются противоречащими друг другу. В.П.Зинченко усматривает причину трудности определения смысла в том, что он представляет собой главное измерение человеческого сознания и бытия (Зинченко, 1998, с. 99)
Для того, чтобы совместить теоретические концепции понятия смысла, надо воспользоваться димензиональным приемом В. Франкла, а именно рассматривать явление в трехмерной плоскости:
Первая плоскость: плоскость объективных отношений между субъектом и миром - Жизненный смысл - есть объективная характеристика места и роли объектов, явлений и событий действительности и действий субъекта в контексте его жизни. Жизненный смысл объективен, ибо не зависит от его осознания; при этом он индивидуален, неповторим. Это не психологическое, а скорее метафизическое понятие, без которого, однако, не обойтись психологическому анализу. Жизненный смысл и отражающаяся в нем динамика жизненных отношений – это онтологический аспект смысла.
Вторая плоскость: это образ мира в сознании субъекта – Личностный смысл. Личностный смысл является формой познания субъектом его жизненных смыслов, презентации их в его сознании. Личностный смысл объектов, явлений и событий, отражающихся в сознании субъекта, презентируется ему через посредство эмоциональной окраски образов либо их структурной трансформации. Этим, однако, сознание лишь выделяет и подчеркивает то, что значимо для субъекта, и ставит перед ним задачу на смысл, на осознание того, какое конкретно место в его жизни занимают соответствующие объекты или события, с какими мотивами, потребностями и ценностями субъекта они связаны и как именно. Ответ на этот вопрос, решение этой задачи требует специальной внутренней деятельности осмысления. Личностный смысл и отражающаяся в нем динамика субъективного образа реальности – это феноменологический аспект смысла.
Третья плоскость: это психологический субстрат смысла – неосознаваемые механизмы внутренней регуляции жизнедеятельности. В этой плоскости смыслонесущие жизненные отношения принимают форму смысловых структур личности, образующих целостную систему и обеспечивающих регуляцию жизнедеятельности субъекта в соответствии со специфической смысловой логикой – логикой жизненной необходимости.
[Леонтьев 2019]
Принимая во внимание все три плоскости существования смысла, образующие его грани, можно в первом приближении определить смысл как отношение между субъектом и объектом или явлением действительности, которое определяется местом объекта (явления) в жизни субъекта, выделяет этот объект (явление) в образе мира и воплощается в личностных структурах, регулирующих поведение субъекта по отношению к данному объекту (явлению).
Человек оказывается единственным из живых существ, которому дан мир как единое связное целое, простирающееся в пространстве и времени за пределы наличной ситуации и при этом предлежащее или предстоящее субъекту, а не просто его окружающее. Эта антропологическая характеристика человека оказывается ключом к пониманию сущности личности.
Нахождение смысла – это вопрос не познания, а призвания. Смысл жизни может быть невыразим словесно или даже вообще невыразим (Frankl, 1973, p. 27). Франкл пишет, что восприятие смысла есть «…осознание возможности на фоне действительности или, проще говоря, осознание того, что можно сделать по отношению к данной ситуации» (Frankl, 1985, p. 260).
Осуществление смысла является для человека императивной необходимостью по причине конечности, ограниченности и необратимости бытия человека в мире, невозможности отложить что-то на потом, неповторимости тех возможностей, которые предоставляет человеку каждая конкретная ситуация. Осуществляя смысл своей жизни, человек тем самым осуществляет себя; так называемая самоактуализация является лишь побочным продуктом осуществления смысла. Тем не менее человек никогда так и не знает, до самого последнего мгновения, удалось ли ему действительно осуществить смысл своей жизни.
Поскольку стремление к реализации уникального смысла своей жизни делает каждого человека уникальной личностью, Франкл говорит также о смысле самой личности человека, его индивидуальности. Смысл человеческой личности всегда связан с обществом; в своей ориентации на общество смысл индивида трансцендирует себя (там же, с. 198–200). И наоборот, смысл общества, в свою очередь, конституируется существованием индивидов.
Структура смысла
Смысл может быть представлен в виде триады, с разным уровнем осознания каждой из составляющих.
Смысл момента, или смысл в жизни. То, что предполагается как вызов конкретной ситуации по направлению к человеку «завет часа», по образному выражению Франкла. Возможность на фоне действительности, осуществить которую предлагается человеку. Но в отличии от диктатуры инстинктов и влечений, возможность смысла обращена к человеку, но не принуждает его, в этом может заключаться свобода выбора действовать сообразно смыслу, или вопреки ему. Человек свободен в части отклика на смысловую возможность, но не свободен в ее возникновении.
Смысл жизни. Смысловой итог прожитой жизни, постичь который можно только в конце, так как каждый новый момент жизни предлагает новую возможность и задачу реализации смысла. Поэтому у человека до последнего вздоха есть возможность осуществить смысл момента. Смысл жизни, по образному выражению Франкла, это сияющие вершины гор, когда в лучах заходящего солнца они ярко освещены, а равнины, основания этих гор погружены во тьму. Мы можем определить суть, итог нашей жизни именно по тем сияющим вершинам, но это всегда те итоги, которые никак не связаны с эгоцентричным самоопределением или решением тех задач, которые связаны только с удовлетворением потребностей без оглядки на объективную реальность и итог действий человека. Кроме того, смысл жизни человека простирается и за пределами его физической жизни в виде тех следов, которые он оставил, того влияния на людей и события. «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется».
Сверх-смысл, над-смысл. Смысловая заданность мироздания, вселенной, имеющая темпоральные и вневременные характеристики, существующая вне пространства, но обращенная к нему, увязывающая замысел сущего, и непостижимая для осознания. То, что остается на уровне философского допущения.
Обобщив и проанализировав предлагаемые механизмы порождения смысла [Леонтьев 2019], мы предлагаем следующую структуру способов (механизмов открытия смысла):
Встреча субъекта с явлением, объектом или субъектом, несущими в себе смысловую искру, до момента встречи не ведомую субъектом. И факт встречи, распознавания, открытия смысловой искры (сути) во встречном, без гарантии правильности понимания, зарождает в субъекте констатацию открытия, ранее не присутствующего в его мире.
Заразительность, разделенность смысла. При совместном анализе, рассмотрении явления, истории, случая возникает взаимодополнение раскрываемой сути явления сторонами, рассматривающими это явление. Например, при групповой супервизии, когда несколькими супервизорами рассматривается один кейс, коллеги, слушая обратную связь друг друга, находясь в одном смысловом поле рассматриваемого кейса и в одной психотерапевтической школе, наращивают распознавание смысла случая и взаимодополняют друг друга, отталкиваясь от сказанного, глубже и точнее рассматривают суть явления, приближаясь к ней с разных сторон.
Аградация смысла. Ситуация, явление, изначально представляющиеся как лишенные смысла, выглядящие бессмысленными, благодаря усилиям по обнаружению смысла, установке на его открытие, позволяют обнаружить его с другого ракурса комплексного рассмотрения ситуации, увидеть больше явленного первоначально. Это становится возможным при факте допуска иного ракурса, когда субъект не признает себя «владельцем» истины, и допускает иные точки обзора, которые позволяют увидеть ситуацию не только с позиции настоящего, не только с позиции имеющегося ролевого распределения и имеющихся в настоящем действующих лиц. И тогда раскрывается возможность реализации смысла (смысл всегда действенен и динамичен) там и в том, что первоначально было маркировано как бессмысленное, что означает, что появляются новые цели и новые действия. Превращение ситуации в то, чем она изначально являлась в своей сути – безусловно смыслонаполненной, но человек видел ее с позиций одиночного Я, получающего что-то извне, ранящее его, а значит субъективно толкуемое как бессмысленное.
Причастность к объективно существующему миру позволяет субъекту выходить за рамки субъективного толкования явлений и событий, и превосходить диктат эгоцентричного оценивания настоящего. Осознание разделенности чаяний людей в различных социо-культурных формациях, видение себя и других как равноправных жителей «одного многоквартирного дома» с окнами на различные виды и пейзажи окружающего мира, которые хотя и дают свое видение действительности, но подразумевают вариативность. Равноправие «жителей» подразумевает их человеческую равность по факту рождения людьми, по наличию смысловых задач, по одинаковой необходимости влиять на окружающую действительность, преобразуя ее, единый биологический цикл от рождения до смерти, одинаковые экзистенциальные переживания. Иными словами, единство, несмотря на разнообразие, цитируя Франкла.
Озарение, внезапное объемное обнаружение смысла не как ожидаемый достигаемый результат планомерных трудолюбивых усилий, направленных на решение задачи, а как ненамеренный исход, нечаянно свалившаяся награда зачастую в тот момент, когда человек смирился с недостижимостью результата, или переключил свое внимание на другой объект, или полностью погрузился в суть явления без необходимости достигать результата.
Различение смысловых задач, стоящих перед каждым человеком в каждый момент времени, предполагает принятие различий, как факт, без необходимости разделять или перенимать их, что также освобождает от ноши владельца истины, признавая факт относительности своего понимания того, что кажется абсолютом. Допуская при этом факт необходимости диалога, что способствует взаимообогащению, информированности, осознанию многообразия, поиску общности.
Допущение наличия объективного смысла, вера в его существование регулирует поведение человека, его восприятие действительности, целеполагание, выбор поступков и мироощущение. Итогом становится жизнеутверждающее мировоззрение, жизнелюбивая позиция, жизнестойкость в том числе и перед лицом неустранимых страданий.
Смысловая регуляция жизнедеятельности, то есть регуляция действий на основе их смысла, который определяется всем жизненным миром субъекта, является основой специфического для человека способа существования и конституирующей функцией личности. Она является одной из высших форм регуляции жизнедеятельности и присуща всем людям; степень развитости смысловой регуляции и ее удельный вес среди других форм регуляции жизнедеятельности выступает как мера личностной зрелости. [Леонтьев 1999].