Ректорий

Эльконин Борис Даниилович

Доктор психологических наук, профессор.

Заведующий лабораторией психологии младшего школьника Психологического института РАО. Заместитель председателя диссертационного совета и член диссертационного совета при ПИ РАО.

Президент Международной ассоциации развивающего обучения (МАРО). Главный редактор журнала «Культурно-историческая психология», член редсовета журнала «Вопросы психологии».

В 1972 г. окончил факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

В 1982 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Знаковое опосредствование решения задач на соображение», в 1995 г. - докторскую диссертацию на тему «Введение в психологию развития».

Представитель школы Л.С. Выготского.

С 1972 г. работал в лаборатории психологии детей младшего школьного возраста ПИ РАО.

В 1993 г. стал заведующим лабораторией теоретических и экспериментальных проблем психологии развития ПИ РАО, в настоящее время заведует лабораторией психологии младшего школьника.

С 1998 г. - руководитель коллектива и вице-президент Международной ассоциации развивающего обучения. В 1999 году начала работать программа «Развивающее обучение в подростковой школе (система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова)».

В 2000 г. Б.Д. Эльконин стал руководить экспериментальными площадками Международной ассоциации развивающего обучения по разработке системы развивающего обучения в подростковой школе (6-9 классы).

С 2011 г. - главный эксперт Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

Автор многочисленных публикаций по педагогической, возрастной, детской психологии, психологии теории и практики образования, психологии развития и творческого мышления. Наиболее значимые публикации:

«О способе опосредования решения задач на соображение» («Вопросы психологии №11, 1971).

«Образовательное пространство как пространство развития» («Вопросы психологии №1, 1993).

«Введение в психологию развития» (1994).

«Л.С. Выготский – Д.Б. Эльконин: знаковое опосредование и совокупное действие» («Вопросы психологии №1, 1993).

«Пространство учебной деятельности младшего школьника: цели и результаты» («Педагогика развития: проблема образовательных эффектов», Красноярск, 1998).

«Идеальная форма, строение действия, содержание образования» («Педагогика развития: проблема образовательных эффектов», Красноярск, 2000).

«Педагогика развития: условия целеполагания и результативности» (Педагогика развития: проблема образовательных эффектов», Красноярск, 2004).

«Идея развития антропологической практики» (Архе № 5, 2004).

«Опосредствование. Действие. Развитие» (изд-во «ERGO», Ижевск, 2010).

«Событие Действия (Заметки о развитии предметных действий II)», («Культурно-историческая психология», №1, 2014).

Награды:

медаль имени В.В. Давыдова РАО — за вклад в развитие научной школы В.В. Давыдова (2020)

Статьи и интервью в «Психологической газете»

Б.Д. Эльконин о культурно-исторической психологии как психологии развития

«Миссия психологии – воссоздание и порождение практик Посреднического и Продуктивного Действия»

Упоминания в публикациях «Психологической газеты»

Современное детство и дошкольное образование — на защите прав ребенка: к 75-летию со дня рождения Е.О. Смирновой

«Давыдовские чтения»: о субъекте учебной деятельности и цифровизации

Б. Братусь: Санкт-Петербургский саммит как зеркало российской психологии

«Золотые имена психологии в РГПУ»: Даниил Борисович Эльконин

НК «Золотая Психея»: известны имена финалистов

Опубликована программа «Давыдовских чтений»

НК «Золотая Психея»: 10 дней до окончания голосования

Наследие Выготского и основы коучинга. Зона ближайшего развития

Участие в Национальном конкурсе «Золотая Психея»

«Психология развития с позиции культурно-исторической концепции», курс лекций (в номинации «Книга года по психологии», 2021 г.), лауреат

«ХХI Всероссийская ежегодная научно-практическая конференция “Практики развития: индивидуальные, корпоративные и институциональные свободы и ограничения”», 24-26 апреля 2014 года, Красноярск (в номинации «Вклад в развитие единого профессионального психологического сообщества России», 2014 г.), номинант
ПОРТ Ректорий