Новости и события

Стратегирование "понятного завтра": полилог о возможностях

13 декабря 2019. Первое открытое мероприятие уникального проекта "Школа антропологии будущего РАНХиГС"
СТРАТЕГИРОВАНИЕ «ПОНЯТНОГО ЗАВТРА»:
проекции осмысленного будущего
РАНХиГС (пр-т Вернадского 84, кор.1)
Главные вопросы:
    Главные вопросы: какими путями различные науки и искусства изучают феномен "заглядывания в будущее"?;Как люди строят вероятностные, желаемые и отторгаемые образы завтра?;Как наш разум отвечает на вызовы сложности, неопределенности и разнообразия?;Какие культурные инструменты позволят заглянуть в "страну понятного завтра"?;Как память о прошлом помогает прогнозировать будущее?;Каким видится образование завтрашнего дня?Может ли существовать счастье за пределами благополучия?;Каким образом прогнозирование будущего трансформирует наше настоящее?;Как перебросить мост между поколениями "цифровых мигрантов" и "цифровых аборигенов"?;Может ли антропология как междисциплинарное пространство стать интегральной наукой XXI века?
    Какие "прерванные полеты" в интеллектуальной и культурной эволюции человечества могут вернуться в наше сегодня и завтра?;
    Какими возможностями перерождения обладает личность в ситуациях психологической утраты "я"?

    Для участия в конференции зарегистрировались более 190 участников из разных городов России – от Якутска до Пскова.
    В рамках заявленной темы - «Стратегирование «понятного завтра»: проекции осмысленного будущего» - на конференции обсуждались различные механизмы предвосхищения в эволюции живых систем: от механизмов предсказывающего кодирования на уровне психологии восприятия до механизмов предсказывающего кодирования в форме социальных утопий и антиутопий. Особо акцентировалась идея о том, что прогнозирование будущего представляет собой трансформацию настоящего.

    Конференция открылась пленарным заседанием с участием Александра Асмолова, Александра Адамского, Дмитрия Леонтьева и Екатерины Шульман. Модераторами выступили заместители директора Школы антропологии будущего РАНХиГС Евгений Ивахненко и Павел Рабинович.

    В своем вступительном слове директор Школы антропологии будущего профессор, академик РАО Александр Асмолов, сказал: «Мы собрались ради того, чтобы заняться порождением различных гештальтов будущего. Гештальт – это не только целое, которое нельзя расчленить на части,гештальт – это целое, в котором его отдельные элементы приобретают новое свойство.Вслед за Жаном Пиаже мы расцениваемтрансдисциплинарное знание именно как гештальт, а нетолько междисциплинарное знание. И именно трансдициплинарное знание дает разные варианты, разные картины эволюции мира. Я приглашаю вас к самому трудному искусству – искусству совместного думания исо-мненияо будущем. Весь стиль наших коммуникаций отмечен этим знаком – совместное сомнение. Этим обусловлен и выбор названия: «стратегия» всегда дает жесткий прогноз на будущее, «стратегирование» же создает образ делания. Стратегированиебудущего – процесс рождения новых смыслов».

    Эксперт Школы антропологии будущего РАНХиГС, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский отметил, что разговор о будущем невозможен без мыслей о развитии образования, которое сегодня «связано с изменением мира, где стало меньше времени». Переосмысление институтов образования и управления через призму «облачного управления» и «сети сетей» - это прощание с индустриальным типом образовательной политики: «Если сегодня мы не будем заглядывать в завтрашний день, то мы совершим своего рода самоубийство».

    Заведующий Международной лабораторией позитивной психологии личности и мотивации НИУ ВШЭ, профессор факультета психологии Московского государственного университета Дмитрий Леонтьев на пленарном заседании наметил еще одну большую тему для размышлений: счастье за пределами благополучия.

    Видение «неясно различимого» завтрашнего дня через оптику социальных наук представила политолог, доцент Института общественных наук РАНХиГС Екатерина Шульман, подчеркнув, что важно помнить о трех типах будущего – прогнозируемом, проектируемом и желаемом. Однако, «какое у нас завтра – область густого социологического тумана», а социологи сегодня могут лишь говорить о соотношение технооптимизма и технопессимизма в обществе,а также наблюдать за динамикой ожиданий от будущего. «Все эти данные не выстраиваются в единую цельную картину, но это лишь потому, что мы имеем дело со сложным организмом», - подчеркнула Екатерина Шульман.

    Какими путями различные науки и искусства изучают феномен «заглядывания в будущее»? Как наш разум отвечает на вызовы сложности, неопределенности и разнообразия? Какие культурные инструменты позволят заглянуть в «страну понятного завтра»? Как память о прошлом помогает прогнозировать будущее? Каким видится образование завтрашнего дня? Каким образом прогнозирование будущего трансформирует наше настоящее? Как перебросить мост между поколениями «цифровых мигрантов» и «цифровых аборигенов»? Какие «прерванные полеты» в интеллектуальной и культурной эволюции человечества могут вернуться в наше сегодня и завтра? Какими возможностями перерождения обладает личность в ситуациях психологической утраты «Я»?Таков далеко не полный спектр вопросов, которые, основываясь на фундаментальныхтрансдисциплинарных исследованиях на границах социологии, культурологии, политологии, нейрокогнитивной науки и культурно-исторической психологии обсуждали с гостями форума ведущие мастерских.Темами мастерских стали:«Эволюционная футурология:методология сканирования горизонтов и практики конструирования будущего» (Т.Нестик), «Иные логики: как наш разум отвечает на вызовы сложности и неопределенности» (А.Поддьяков), «Как перебросить мост между поколениями: парадоксы цифровой социализации», (Ю.Троицкий), «"Вперед, в прошлое!" или уроки академии будущего? О судьбе Государственной Академии художественных наук (ГАХН)» (Т.Марцинковская, Н.Полева, М.Гусельцева), «Феномен предвосхищения в оптиках когнитивной науки» (М.Фаликман),«Выразительный человек: культурные практикипреодоления шаблонов и порождения смыслов» (А.Айламазьян),«Психология утраты “Я”: возможности и пределы перерождения» (Е.Соколова, Д.Хорошилов), «Здание будущего из кирпичей прошлого: проспективная автобиографическая память» (В.Нуркова)

    В завершении дня в своем выступлении профессорНуркова поставила вопрос, который удивил многих участников конференции: «Важно не только понять, как из «кирпичей прошлого» формируется будущее; важно ответить не столько на вопрос, «когда начинается будущее», но и вопрос «когда оно заканчивается»».

    Школа антропологии будущего РАНХиГС – созданный в 2019 году центр интеграции наук о человеке, конструирующих образы будущего в эволюционирующих системах. В центре внимания – человек в бесконечно меняющемся непредсказуемом мире, неопределенность которого возрастает. Исследование завтрашнего социума как принципиально новой среды существования общественных институтов и экономических субъектов – главная тема интересов Школы.

    Страница мероприятия:http://homofuturis.ru/forum
    События