Новости и события
Новости

Практики развития потенциала человека через социокультурные и технологические проекты в детско-взрослых сообществах

Эксперты Школы антропологии будущего ИОН РАНХиГС Павел Рабинович и Кирилл Заведенский приняли участие в панельной дискуссии «Проактивное поведение для трансформирующегося уклада экономики и общества – запрос к образованию» в Московского международного салона образование и представили результаты исследований по преадаптации и развитию потенциала человека.

4 апреля на Московском международном салоне образования состоялась панельная дискуссия «Проактивное поведение для трансформирующегося уклада экономики и общества – запрос к образованию». В обсуждении вопросов развития человеческого потенциала в условиях экономической трансформации и технологических вызовов современности работе приняли участие эксперты НИУ ВШЭ, Президентской академии, БФ «Вклад в будущее», Платформы НТИ и Платформы Университетского Технологического Предпринимательства.

Павел Рабинович (заместитель директора Школы антропологии будущего ИОН РАНХиГС, к.т.н. доцент) представил модель развития потенциала человека и подходы к ее реализации через социокультурные и технологические проекты в детско-взрослых сообществах, разрабатываемые в проекте НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала».

Авторский коллектив (руководитель - Кирилл Заведенский, заведующий лабораторией проектного и цифрового развития образования) рассматривает потенциал человека одновременно в трех контекстах: возникающие рынки труда (инновации и креативные индустрии, предпринимательство и т.д.); возможности человека действовать в условиях неопределенности, создавать новое и неожиданное; поиск человечного в потенциале человека (ценностно-смысловые аспекты потенциала человека и культурные практики его развития. Под потенциалом человека понимаются возможности субъекта в со-действии со значимыми другими открывать перспективы саморазвития и самореализации в описанных контекстах. Иными словами – способности человека быть культурным, социальным и экономическим субъектом. Развитие потенциала человека предлагается осуществлять по трем векторам: «работа с идеальным» (поиски собственных смыслов и развитие рефлексии); «саморазмещение в социуме» («социальный статус», социальные связи, круги сообществ, репутация, карьерная позиция, род занятий, виды деятельности и пр.); «могу-щество» (наращивание способности «преодоления своей неспособности», т.е. возможность действовать в условиях неопределенности и сложности).

Одним из ключевых способов развития потенциала человека в школьном возрасте является проектная деятельность в детско-взрослых сообществах. Школа антропологии будущего РАНХиГС в рамках программы «Приоритет-2030» разработала методологию «ПоДеЗнай» («Пониманий, действуй, знай»), которая описывает полный проектный цикл (от замысливания проектной инициативы до рефлексии результатов и их внедрения) на основе передовых отечественных и международных практик проектирования и проектного управления с адаптацией к возрастным особенностям и социо-экономическим условиям реализации. Главным принципом «ПоДеЗнай» является «Подлинность действий, ответственности и ресурсов», в частности порождение тематик самими детьми – от кейсов до собственных инициатив. Методология подразумевает завершение любого проекта посредством продуктивного действия и рефлексии двух обязательных типов результатов (продуктовых и образовательных). Проекты школьников сопровождают взрослые «Значимые другие»: наставники и навигаторы.

В своем выступлении Павел Рабинович отметил, что «Развивать потенциал человека возможно только в деятельностных форматах, в которых достигаются сразу три типа результата: образовательный – новые знания и компетенции, продуктовый – создаваемый продукт, приносящий кому-то пользу и воспитательный – присвоение культурных норм и принципов поведения».

Теоретические разработки исследователей РАНХиГС активно применяются на практике в школах регионов страны.

Одним из ярких примеров является создаваемый в Норильске уникальный Лицей им. В.И. Долгих, который будет работать как образовательный центр, социокультурный центр и центр образовательных практик. Основу системы ценностей и портрета выпускника Лицея составляют субъектность, разные виды мышления, культура ошибок и капитализация опыта, подлинность действий. Образовательная модель Лицея опирается на четыре возрастные ступени, презумпция могу-щества ребенка, «бесшовную» интеграцию основного и дополнительного образований, деятельностные форматы, клубность и вовлечение «Значимых других», мониторинг развития и диагностику достижений лицеистов. Лицей видится как среду личностного и профессионального самоопределения и преадаптации к инновационной деятельности. Планируется, что выпускники вместе с аттестатом будут получать и трудовую книжку с первым опытом реальной деятельности.

Школа № 29 в г. Подольске является одним из лидеров инженерной проектной деятельности, приняв основным девизом «Можно сломать все, но с обязательством это восстановить» (руководитель направления – заместитель директора школы Царьков И.С., к.т.н., лауреат премии Правительства России в области образования). «Значимыми другие» для школьников – это кураторы исследований и наставники в проектах, от студентов ведущих вузов России до руководителей Институтов РАН. Развитая сеть партнеров (академические, индустриальные, социальные и др.) и пул экспертов позволяют реализовывать школьникам самые фантастические задумки. Например: биокомплекс (200 кв.м., 3 климатические зоны, 5 возобновляемых источников энергии), планетарий, виртуальная видеостудия и 3D-кинотеатр (с 2009 года), нанолаборатория и многое другое. Главной победой прошлого 2023г. является успешный запуск первого школьного космического телескопа «УМКА», который уже направляет первые фотографии с орбиты.

Центр социокультурного проектирования «МАРС» в г. Обнинск акцентирует внимание на социокультурном развитии территорий. Силами детей и взрослых осуществляются реальные изменения в городе: проекты изменения пространств (благоустройство, ландшафтные проекты, изменение логистики, экологические проекты и практики и др.), проекты складывания сообществ (клубы жителей, семинары и др.), проекты сценирования будущего и образа города (городские игры, экскурсии и выставки, форсайты и др.).