Образование, ученые степени, ученые звания:
кандидат исторических наук
Трудовая деятельность:
2019 – по настоящий момент научный сотрудник ШАБ РАНХиГС
1991-по настоящий момент – Институт этнологии и антропологии Российской Академии Наук, ст. н. с. Центра азиатских и тихоокеанских исследований.
1999 – по настоящий момент – доцент, Российский Государственный Гуманитарный Университет, Учебно-научный Центр Социальной Антропологии.
1992 – защита кандидатской диссертации «Первобытные возрастные инициации и их психологический аспект».
1987-1990 – аспирантура, Институт Этнографии Академии Наук СССР.
Профессиональные интересы:
антропология детства и история детства, формирование личности, человек в различных социокультурных системах, культурно-историческая психология, индигенная психология, психологическая антропология, игра в культуре.
Основные публикации:
Монографии
Охота на ведьм: исторический опыт интолерантности. М., Издательство «Смысл», 2006. 6 а.л.
Игровые миры: от Homo ludens до геймера. С-Пб., «Издательство Нестор-история», 2015. 208 с., 56 цветных илл.
Maria Tendryakova Jagd auf “Hexen”? Eine historische Erfahrung der Intoleranz. Bochum/Freiburg, Projekt Verlag. 2018.
ISBN 978-3-89733-465-6
«Личность в калейдоскопе культур». Коллективная монография под ред. Н.Л. Жуковской.- М.; СПб.: «Нестор-История». Ожидаемое время выхода 2019 г. ISBN 978-5-4469-1467-8 М.В. Тендрякова: Глава 1. Понятие Self в индигенных теориях личности: новые подходы и извечные проблемы. 1, 2 а.л.; Ведение.; Заключение.
«Антропология и этнология: учебник для бакалавриата и магистратуры» / под ред. В.А.Тишкова. − М.: «КДУ», «Университетская книга», 2018. − 364 с. − doi: 10.31453/ kdu.ru.91304.000?? ISBN 978-5-91304-838-7
Тендряковой М. В. написаны разделы: Гл. 5. Неуловимое понятие «культура». (0,4 а.л.);
Гл. 10. Пол и гендер. (1,6 а.л.); Гл. 11. Антропология детства. (1,4 а.л.);
Гл. 12. Историко-психологическая антропология и её основные направления. (2,5 а.л.).
«Многообразие типичного. Очерки по культурно-исторической психологии народов». М.: Издательский Дом ЯСК. 2020.- 400 с., ил. ISBN 978-5-907290-00-6
Монография Безрогов Вг.Г., Артёмова Ю.А., Никулина Е.Н., Тендрякова М.В. ""Детский мир" Ушинского и западноевропейская учебная литература: диалог дидактических культур". Под ред. М.В. Тендрякова. Издательство "Образовательная политика" С-Пб. 2020.
Статьи:
1. Проблема личности в культурно-исторической теории Л.С.Выготского. //А.Р.Лурия и историческая психология. (Сб. депонированных работ). МГУ. 1987. 1,5 а.л.
2. Первобытные инициации как объект этнопсихологического изучения (по австралийским материалам). // Проблемы изучения традиций в культуре народов мира. М., 1990. 0,5 а.л.
3. Первобытные инициации и современная культура. // Советская этнография. 1991, N6. 1,5 а.л. http://journal.iea.ras.ru/archive/1990s/1991/no6/1991_6_048_Tendriakova.pdf
4. Мужские и женские возрастные инициации. // Советская этнография. 1992, N4. 1 а.л.
5. Первобытные возрастные инициации и их психологический аспект (по австралийским материалам). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М., 1992. 1.2 а.л.
6. Еще раз о социально-исторической прародине личности. // Одиссей. Человек в истории. М., 1995. 1,5 а.л.
7. Психотерапевтический аспект возрастных инициаций (по австралийским материалам). // Cтраны Южных морей: прошлое и современность. Тезисы докладов XXIII Научной конференции по изучению Австралии и Океании. М., 1997. 0.2 а.л.
8. Обряды посвящения и память бесписьменной культуры. // Социальная антропология на пороге XXI века. М., 1998. 0.2 а.л.
9. “The Ludic Worlds” in Historical-cultural Space (An attitude to the Plays in the critical moments of the community life) // Sociobiology of Ritual and Group Identity: a Homology of Animal and Human Behavior. Concepts of Humans and Behavior Patterns in the Cultures of the East and West: Interdisciplinary Approach. Satellite Meeting. Moscow, 1998. 0,2 а.л.
10. The Time in the Mirror of the Child’s Play // The 5th Conference of European Association of Social Anthropologists. Frankfurt am Main. 1998. 0,2 а.л.
11. Рецензия на сб. “Репрессированные этнографы”, М., 1999. 343 с.(составитель и отв. редактор Д.Д.Тумаркин). // Этнографическое обозрение. 1999, N 5. 0,4 а.л.
12. “Дочки-матери” или игровые метаморфозы // Педология. N 2. 2000. 0,7 а.л.
13. Игра и расширение смыслового пространства (взаимопереходы игры и реальности) // Мир психологии. Научно-методический журнал. № 3. 2000. 1 а.л.
14. Время в зеркале детской игры // Педология. N 6. 2001. 0,6 а.л.
15. Симпозиум «Актуальные проблемы изучения истории отечественной этнологии и антропологии ХХ века» // «Этнографическое обозрение», 2001, N 5. 0,4 а.л.
16. Примитивно ли первобытное сознание ? // Одиссей. Человек в истории. М., 2001. 1 а.л.
17. Тэнгрианство: современное понимание древнейшей традиции // Женщина и возрождение шаманизма. Под ред. В.И.Харитоновой. М.: ИЭА РАН, 2005 ( реально вышла в августе 2006 г.). 1 а.л.
18. Женщины в истории России19 века. Право на самостоятельность – право на самопожертвование. 0,3 а.л. // Advanced Russian through History. Edited by Benjamin Rifkin and Olga Kagan. New Haven and London: Yale University Press, 2006. Р. 89-93.
19. Женская история20 века. Разные лики «свободы» и «равенства». 0,4 а.л. // Advanced Russian through History. Edited by Benjamin Rifkin and Olga Kagan. New Haven and London: Yale University Press, 2006. Р. 203-207.
20. Новые «дочки-матери» или от Барби к тамогочи // Со-действие родителям. N 5(7), 2005. 0,6 а.л.
21. Компьютерные игры: хорошо знакомое новое // Какорея. Из истории детства в России и других странах: Сб.статей и материалов. – М.-Тверь: Научная книга, 2008. (Труды семинара РГГУ «Культура детства: нормы, ценности, практики». Выпуск 1). С. 304-313.
22. «Старые и новые лики игры: игровая специфика виртуального пространства». Журнал «Культурно-историческая психология», 2008, № 2. 1,1 а.л.
23. Тэнгрианство: от государственной религии к забытым культам // Религия в истории и культуре монголоязычных народов России. Сост. и отв. ред. Н.Л.Жуковская; Ин-т этнологии и антропологии - М.: Восточная литература, 2008. С.133-158.
24. «Другому как понять тебя…» Картины из московской жизни // журнал «Диаспоры», № 2, 2008 г. 1,2 а.л.
25. Обзор Международной конференции «История детства как предмет исследования: наследие Ф. Арьеса в Европе и России» (Москва, 1-2 октября, 2009) // «Новое литературное обозрение». № 103, 2010 г. Раздел «Хроника научной жизни». (В соавторстве с А.Ю. Рожковым) 1,2 а. л.
26. «Детские доносы и ювенальная юстиция». // Научный публицистический журнал «Образовательная политика». № 9-10 (47-48), 2010. С.106-114. 0,9 а. л.
27. «Недетские игры. «Как колесо вертелось счастья… » // Научный публицистический журнал «Образовательная политика». № 1 (51), 2011. С. 68-83. 2 а. л.
28. Детство на перекрестке государственных интересов и семейных ценностей: к вопросу о детских жалобах и доносах. // Сб. «Конструируя детское: филология, история, антропология». Составители: М.Р. Балина, В.Г. Безрогов, С.Г. Маслинская, М.В.Тендрякова, С. Шеридан. М.-СПб. Издательство «Азимут - Нестор». 2011.
29. Игры детей «изрядного возраста» как механизм исследования жизненных стратегий. // Журнал «Вопросы психологии». № 6. 2011. 1 а.л.
30. Троицк // «Мы здесь живем...» Социальная антропология современного российского города. Ред.: О.Ю.Артемова, Н.А. Антропова. М.: Издательство РГГУ 2013. 1.9 а. л. Публикация в рамках проекта «Социальная антропология современного российского города: изучение и подготовка специалистов».
31. « «Страшилки» и «нелепицы» в свете нравственного развития ребенка” // «Гуляй там, где все». История советского детства: опыт и перспективы исследования. Т.4. Сборник материалов Международной конференции «История детства как предмет исследования: наследие Ф.Арьеса в Европе и России». В 4-х томах. Составители: В.Г. Безрогов, М.В. Тендрякова. Редколлегия: В.Г.Безрогов, Г.В. Макаревич, М.В.Тендрякова. Москва, РГГУ. 2013. (0,8 а.л.)
32. Первобытные возрастные инициации в круге «вечных» вопросов. // «Этнографическое обозрение». № 1. 2014. С. 91-101.
33. Тендрякова М.В. Поколение геймеров и стрелков // «Учительская газета», № 9, 2014. С. 18.
34. Тендрякова М.В. Синдром виртуальной всесильности. Болезни поколения геймеров. // « Школьный психолог», № 4 (521), 2014-04-01 0,3 а.л.
35. Тендрякова М. В. Садистские стишки, страшилки и нелепицы
Детские игры в свете идей Ж. Пиаже о развитии нравственности // « Школьный психолог». № 7-8. С. 4-9. 0,5 а.л.
36. Тендрякова М. В. «Детство как культурно-исторический феномен» журнал «Смальта» № 4, 2015. С. 47-57. 1,1 а.л.
http://cyberleninka.ru/article/n/detstvo-kak-kulturno-istoricheskiy-fenomen
37. Тендрякова М. В. «Играющая цивилизация: игровые стратегии формирования личности» // "Исследователь/Researcher" № 3-4, 2015, С. 53-65 1 а.л. http://мпгу.рф/ob-mpgu/izdaniya-mpgu/zhurnal-issledovatel-researcher/
38. Тендрякова М. В. «Наука о детстве» // «Образовательная политика» № 2 (72) 2016. С. 1-11 http://edupolicy.ru/
39. М.В. Тендрякова. Рец. на: Артемова Ю.А. Ипостаси смеха. Ритуал. Традиция и юмор. М.: Издательство “Смысл”, 2015. 240 с. // ж. «Этнографическое обозрение», 2017, № 3.
40. М.В.Тендрякова Поцелуй на свадьбе // В сб. для детей "От динозавра до компота. Ученые отвечают на 100 (и еще 8) вопросов обо всем". М. Издательство "Розовый жираф". 2017.
41. М.В. Тендрякова Гадания под новый учебный год. Портрет на вырост: какими мы будем? «Учительская газета», №36 от 5 сентября 2017 г. http://www.ug.ru/archive/71408 Интернет ISSN 1607-2162 ; печатный вариант ISSN 0233-4488
42. М.В. Тендрякова Интерпретация девиантного поведения: медицинская и социокультурная парадигмы
исследования // XII Конгресс антропологов и этнологов России: сб. материалов. Ижевск, 3-6 июля 2017 / Отв. ред.: А.Е. Загребин, М.Ю. Мартынова. – Москва; Ижевск: ИЭА РАН, УИИЯЛ УрО РАН, 2017. С. 240.
43. М.В. Тендрякова Виртуальные миры ребенка с компьютером и без. // Интернет и цифровое пространство: постматериальные ценности молодежи:
И73 сборник научных трудов – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2018. С. 108-116.
ISBN 978-5-8064-2519-6
44. Для проекта «Детство в социогуманитарной перспективе: тезаурус» При поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект № 16-06-00792-ОГН\18 «Этнография детства» и «Педология». Электронная публикация. http://www.childhoodstudy.ru/
45. М.В. Тендрякова "Болезнь как социокультурный синдром: между природой и культурой (к постановке проблемы)" // ж. "Вопросы психологии". 2020. Т. 66. № 3. С. 92-102.
46. М.В. Тендрякова «Первобытное» мышление и мышление ребенка: пересекающиеся параллели» // ж. «Вопросы психологии» Т. 67, № 1, 2021. С. 92-105. Т. 67, № 1, 2021.
47. Тендрякова М.В. Диалог с классикой: нравственное развитие личности ребенка в зеркале культуры. // «Образовательная политика» № 2 (86), 2021. С.48-58. DOI: 10.22394/2078–838Х-2021–2-108-119