Ведущий научный сотрудник лаборатории психологии подростка Психологического института РАО – исследователь в области культурно-исторической психологии, методологии и истории науки; доктор психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Школы антропологии будущего ИОН РАНХиГС (с 2019 г.). Марина Гусельцева – член редколлегии журналов «Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование» (с 2020 г.), «Новые психологические исследования» (с 2021 г.)., а также зарубежных журналов «Психологія особистості» (2013–2019 гг.) «Психологія і суспільство» (с 2013 г.); в рамках Национального конкурса «Золотая Психея» член Экспертного Совета (выбор финалистов по итогам 2019-2023).
Биография: Марина Гусельцева окончила факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова по специальности «Психология». В 1992-1994 гг. работала в Министерстве образования РФ в должности ведущего специалиста под руководством А.Г. Асмолова. С 1994 г. является сотрудником Психологического института им. Л.Г. Щукиной. В 2003 г. на факультете психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. защитила кандидатскую диссертацию «Методологические предпосылки культурно-исторической психологии» (специальность 19.00.01, научный руководитель – А.Г. Асмолов). Докторскую диссертацию «Культурно-аналитический подход к изучению эволюции психологического знания» Марина Гусельцева защитила в 2015 г. в ФГБНУ «Психологический институт РАО» (под руководством Т.Д. Марцинковской).
Область профессиональных интересов: методология, история психологии, история науки, культурно-историческая психология, социокультурная и психологическая антропологии.
Основные научные достижения: В 2000-2004 гг. Мариной Гусельцевой выявлены и сформулированы методологические предпосылки становления культурно-исторической психологии как междисциплинарного научного направления. В диссертационном исследовании (2003) развивался тезис о необходимости различать культурно-психологическое знание, разрабатываемое в междисциплинарном пространстве философии, истории культуры, антропологии, социальных и гуманитарных наук и культурно-историческую психологию как самостоятельную дисциплину, требующую для своего становления реализации ряда методологических установок и идеалов рациональности. В работах этого периода Марина Гусельцева развивала тезис о том, что постнеклассическая методология науки и постмодернистское состояние культуры выступают предпосылками, стимулирующие развитие культурно-исторической психологии как коммуникативной парадигмы междисциплинарных исследований. Обращаясь к традиции культурно-психологических исследований Г.О. Винокура, Г.Г. Шпета, П.А. Флоренского, ученых ГАХН, петербургской школы медиевистики и др., Марина Гусельцева доказывала, что не следует сводить российскую культурно-историческую психологию исключительно к школе Л.С. Выготского. На основе философской концепции типов научной рациональности (М.К. Мамардашвили, В.С. Стёпин) и методологии идеальных типов (М. Вебер) ей были выделены и описаны этапы становления культурно-психологического знания: 1) допарадигмальное состояние, связанное со становлением психологии и ее пребыванием в лоне философии; 2) классическая рациональность, нашедшая отражение в ориентации психологии на логику классического естествознания и в развитии классической психологии, завершившейся так называемым «открытым кризисом»; 3) неклассическая рациональность, проявившаяся в расцвете множества психологических направлений XX в., ориентирующихся на разнообразные схемы анализа; 4) постнеклассическая рациональность как состояние современного этапа развития науки, особенностями которого являются интегративные тенденции, критическая саморефлексия дисциплины, открытость к междисциплинарному дискурсу, сетевой принцип организации знания, интерпретативные стратегии. В 2005-2015 гг. ей был разработан культурно-аналитический подход в психологии в качестве методологической стратегии для интеграции исследований психологии и смежных наук. С опорой на философские концепции типов рациональности (таких различных ученых, как М. Вебер, М.К. Мамардашвили, В.С. Стёпин, Ф. Лиотар) в концептуальных рамках культурно-аналитического подхода были обоснованы принципиальные различия неклассического и постнеклассического типов рациональности в психологии, обусловленные изменившимся социокультурным контекстом (переходом от индустриального – к постиндустриальному типу общества) (1); методологическими установками (движением от идеологического монизма – к сетевому плюрализму) (2); философскими предпосылками (полипарадигмальностью и мультидисциплинарностью, открытостью дисциплинарных границ) (3). В работах этого периода подчеркивалось, что методологические вызовы современности определяются возрастанием онтологической и гносеологической сложности культурно-психологической реальности, новой организацией исследований (от предметов – к проблемам, от междисциплинарности – к мульти- и трансдисциплинарности), возрастающей ролью неопределенности и разнообразия. В диссертационном исследовании (2015) Мариной Гусельцевой были сформулированы основные положения и принципы культурно-аналитического подхода к изучению эволюции психологического знания в качестве интегрирующей методологической стратегии социогуманитарных аспектов психологии и смежных науках. На материале истории психологии, истории науки и истории культуры, интегрируя традиции историко-научного анализа М.Г. Ярошевского, П.П. Гайденко и Л. Флека, ей было продемонстрировано, что культурно-аналитический подход работает в двух ракурсах – как историко-методологический анализ (при взгляде в прошлое), выявляющий, интеллектуальные традиции и методологические предпосылки психологических подходов и научных школ, и как исследовательская программа (при взгляде в будущее), набрасывающая эскизы возможных направлений. В первом случае в концептуальных рамках культурно-аналитического подхода рассматривались смена типов рациональности в психологии и становление национальных интеллектуальных традиций в эволюции культурно-психологического знания, где опыт истории психологии, истории науки и истории культуры был систематизирован в особой исследовательской сфере – исторической психологии культуры. Во втором случае культурно-аналитический подход служил методологической основой для конструирования локальных исследовательских программ, решающих текущие задачи на стыке психологии и социогуманитарного знания, в том числе раскрывая потенциал философского дискурса в анализе изменившегося социального пространства или особенностей современной социализации подрастающих поколений. В дальнейших исследованиях Марины Гусельцевой культурно-аналитический подход послужил методологической основой для разного рода проблемно-ориентированных исследований – изучения идентичности российской интеллигенции, особенностей позитивной социализации детей и подростков в условиях трансформирующегося общества, реконструкции культурно-деятельностной традиции в российской психологии, особенностей модернизации российского образования, феноменов скрытого лидерства и малых культуральных движений, проблем психологии повседневности и др. (см. раздел Основные публикации). В настоящее время М.С. Гусельцева занимается вопросами методологии латентных изменений и поиска гибких методологических стратегий, направленных на изучение особенностей диффузной (рассредоточенной) социализации подрастающих поколений, а также текущих трансформаций человека и мира. В этом контексте ей разрабатывается трансдисциплинарный подход в психологии для комплексного изучения человека – как индивидуальности, личности, субъекта, актора (деятеля), автора образа жизни и гражданина – в ситуации социокультурных трансформаций. Роль латентных изменений и малых культуральных движений в условиях современности обоснована ей в качестве одного из механизмов нелинейной социализации, определяющего диффузию и диверсификацию ценностей и социальных норм в трансформирующемся обществе. Выявленный в ходе этих исследований феномен нормативного разнообразия побуждает переосмысливать и искать новые подходы к проблемам позитивной социализации. В рамках исследовательской деятельности, ассоциированной со Школой антропологии будущего, Марина Гусельцева занимается разработкой – с позиций трансдисциплинарного подхода – проблем антропологии современности как интеграции исследований социокультурной антропологии, культурно-исторической психологии человека и ряда социальных наук (социологии, политологии). Исследовательская программа антропология современности выстраивается ею на трех уровнях методологии науки: общенаучном (развивая трансдисциплинарный подход); конкретно-научном (разрабатывая методологию латентных изменений); инструментальном (применяя ранее разработанный культурно-психологический анализ к текущим трансформациям современности).
Марина Гусельцева – автор более 185 научных работ (в том числе семи монографий и десятка глав в монографиях).
Основные публикации: Культурно-историческая психология и «вызовы» постмодернизма [Cultural historical psychology and «challenges» of post-modernism] / М.С. Гусельцева // Вопросы психологии. – 2002. – № 3. – С. 119–131. Культурно-историческая психология: от классической – к постнеклассической картине мира [Cultural historical psychology: From the classical to a post-non-classical image of the world] / М.С. Гусельцева // Вопросы психологии. – 2003. – № 1. – С. 99–115. Методологические кризисы и типы рациональности в психологии [Methodological crises and types of rationality] / М.С. Гусельцева // Вопросы психологии. – 2006. – № 1. – С. 3–15. Постмодернистские перспективы развития психологии / М.С. Гусельцева // теория и методология психологии: Постнеклассическая перспектива / отв. ред. А.Л. Журавлев, А.В. Юревич. – М.: Изд-во ИП РАН, 2007. – С. 45–73. Культура как психологическая реальность: опыт идеального моделирования [Culture as a psychological reality: The experience of ideal modeling] / М.С. Гусельцева // Вопросы психологии. – 2007. – № 5. – С. 13–24. – 1 п.л. Культурная психология: методология, история, перспективы. Монография. / М.С. Гусельцева. – М.: Прометей, 2007. – 299 с. ISBN 978-5-93927-213-1, доступ: http://mhp-journal.ru/upload/Library/Guseltseva_MS_(2007)_Cultural_psychology_methodology_history_prospects.pdf Психология и история: смена типов рациональности [Psychology and history: Change of types of rationality] / М.С. Гусельцева // Вопросы психологии. – 2011. – № 2. – С. 13–24. Антропологическая оптика в психологии и гуманитаристике [Anthropological optics in psychology and humanitarian science] / М.С. Гусельцева // Вопросы психологии. – 2012. – № 5. – С. 3–18. Парадигмы в психологии: историко-методологический анализ / М.С. Гусельцева // Парадигмы в психологии: науковедческий анализ / отв. ред. А.Л. Журавлев, Т.В. Корнилова, А.В. Юревич. –- М.: Изд-во ИП РАН, 2012. – С. 34–56. Эволюция психологического знания в смене типов рациональности: историко-методологическое исследование: монография / М.С. Гусельцева. – М.: Акрополь, 2013. – 365 с. ISBN 978-5-98807-063-4 Интеллектуальные традиции российской психологии. Культурно-аналитический подход: монография / М.С. Гусельцева. – М.: Акрополь, 2014. – 424 с. ISBN 978-5-98807-064-1, открытый доступ http://mhp-journal.ru/upload/Library/Guseltseva_MS_(2014)_Intellectual_Traditions_of_Russian_Psychology.pdf Смешанные методы в свете идеала постнеклассической рациональности [Электронный ресурс] / М.С. Гусельцева // Психологические исследования. – 2014. – Т.7. – №36. – С. 5. – URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2014v7n36/1016-guseltseva36.html Психология и новые методологии: эпистемология сложного / М.С. Гусельцева // Психологические исследования. – 2015. – Т.8. – №42. – С. 11. – URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2015v8n42/1158-guseltseva42.html Культурно-деятельностная традиция: становление и развитие [Cultural-activity tradition: Formation and development] / М.С. Гусельцева // Вопросы психологии. – 2015. – № 4. – С. 3–14. Интеллектуальное наследие Ж. Пиаже: прочтение из современности [Piaget's intellectual heritage: A contemporary view] / М.С. Гусельцева // Вопросы психологии. – 2016. – № 5. – С. 102–113. Психологические воззрения М. Фуко и его вклад в социогуманитарную методологию [Psychological views of M. Foucault and his contribution to social humanitarian methodology (Towards the 90th anniversary of M. Foucault)] / М.С. Гусельцева // Вопросы психологии. – 2016. – № 6. – С. 3–13. Позитивная социализация детей и подростков: методология и эмпирика / М.С. Гусельцева, Е.И. Изотова. – М.: Смысл, 2016. – 319 с. ISBN 978-5-89357-361-9 Принцип развития в современной психологии: вызовы полипарадигмальности и трансдисциплинарности/ М.С. Гусельцева // Разработка и реализация принципа развития в современной психологии / под ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016. – С. 31–51. Трансдисциплинарный подход в современной психологии [A trans-disciplinary approach to contemporary psychology] / М.С. Гусельцева// Вопросы психологии. – 2018. – № 5. – С. 3–12. Метамодернизм в психологии: новые методологические стратегии и изменения субъективности [Metamodernism in psychology: New methodological strategies and changes of subjectivity] / М.С. Гусельцева//Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология.– 2018. – Т. 8. Вып. 4. – С. 327–340. DOI: https://doi.org/10.21638/11701/spbu16.2018.402 Перспективы развития психологического знания: блеск и нищета прогнозов / М.С. Гусельцева // Психологическое знание: Современное состояние и перспективы развития / под ред. А.Л. Журавлева, А.В. Юревича. М.: ИПРАН, 2018. – С. 628–670. – 716 с. Психологические маркеры перемен: трансформация ценностей в транзитивном обществе / М.С. Гусельцева // Mobilis in mobili: личность в эпоху перемен / Под общ. ред. А. Асмолова. – М.: Издательский Дом ЯСК, 2018. – С. 181–196. https://psy.su/mod_files/additions_1/fle_file_additions_1_8075.pdf ISBN 978-5-907117-24-2 Рациогуманистический подход Г.А. Балла / М.С. Гусельцева // Методология и история психологии. – 2019. – № 1. – С. 28–50. DOI: 10.7868/S1819265319010023 Основные принципы трансдисциплинарного подхода к изучению социального, личностного и когнитивного развития детей и подростков в современном технологическом обществе [Basic principles of a transdisciplinary approach to the study of social, personal and cognitive development of children and adolescents in a modern/technological society] / М.С. Гусельцева// Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». – 2019. – No 4. – С. 33-53. DOI: 10.28995/2073-6398-2019-4-33-53 Образ жизни как точка опоры в системе отношений человека с миром / М.С. Гусельцева // Мир психологии. – 2019. – №1. – С. 110–122. Психология повседневности в свете методологии латентных изменений. Монография. / М.С. Гусельцева. – М.: Акрополь, 2019. – 375 с. ISBN 978-5-98807-083-2, свободный доступ: http://mhp-journal.ru/upload/Library/Guseltseva_MS_(2019)_Methodology_of_Latent_Changes.pdf Проблема субъекта с позиции культурно-аналитического подхода [Problem of a subject in the perspective of the cultural-analytical approach] / М.С. Гусельцева// Психологический журнал. – 2020. – Т. 41, № 2. – С. 128–138. DOI: 10.31857/S020595920008570-3 Рациональность как проблема современности [Rationality as a problem of modernity] / М.С. Гусельцева// Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». – 2020. № 2. – С. 12-30. DOI: 10.28995/2073-6398-2020-2-12-30 Рациональность как основа цивилизации и проблема психологии повседневности [Rationality as the basis of civilization and the problem of psychology of everyday life] / М.С. Гусельцева// Вопросы психологии. – 2020. – № 2. – С. 15–28. Практики самодисциплины в транзитивном обществе: стоический ренессанс и скандинавизация потребления [Self-discipline Practices in a Transitive Society: Stoic Renaissance and Scandinavization of Consumption] / М.С. Гусельцева// Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2020. – Т. 17. – № 3. – С. 478–499. DOI: 10.17323/1813-8918-2020-3-478-499 «Жизненное пространство» в контексте психологии повседневности: к 130-летию Курта Левина / М.С. Гусельцева // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. – 2021. – Т. 11. – Вып. 1. – С. 8–23. https://doi/org/10.21638/spbu16.2021.101 С.Л. Рубинштейн и неокантианская школа мысли [S.L. Rubinstein and the neo-Kantian school of thought] / М.С. Гусельцева // Вопросы психологии. – 2021. – Т. 67. – № 1. – С. 106–118. Рубинштейн и пределы марксизма [S.L. Rubinstein and the limits of marxism] / М.С. Гусельцева // Вопросы психологии. – 2021. – Т. 67. – № 2. – С. 106–119. Проблема человека в российской психологии (и за ее пределами): от Г.Г. Шпета до наших дней / М.С. Гусельцева // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». – 2021. – № 2. – С. 72–95. DOI: 10.28995/2073-6398-2021-2-72-95 Трансдисциплинарный подход к изучению изменений ценностей, поведенческих стратегий и норм в малых культуральных движениях [Transdisciplinary approach to the study of changes in the values, behavioral strategies and standards in small cultural groups: minimalism, essentialism, slow life] / М.С. Гусельцева // Новые психологические исследования. – 2021. – № 1. – С. 4–28. DOI: 10.51217/npsyresearch_2021_01_01_01 Трансдисциплинарный подход к изучению изменений ценностей, поведенческих стратегий и социальных норм в современном обществе: новая этика, просвещенческий ренессанс, локальные сетевые движения [Transdisciplinary approach to the study of changes in values, behavioral strategies and social norms in modern society: new ethics, enlightenment renaissance, ecological and regional movements] / М.С. Гусельцева // Новые психологические исследования. – 2021. – № 3. – С. 18–47. DOI: 10.51217/npsyresearch_2021_01_03_02 Антропология современности: человек и мир в потоке трансформаций. Монография в 3 частях. Часть 1. / Гусельцева М.С. – М.: Акрополь, 2021. – 448 с. ISBN 978-5-98807-097-9 (ч.1).
Персональные научные идентификаторы: ORCID: 0000-0002-0545-0612 Web of Science ResearcherID: ABI-5214-2020 Scopus Author ID: 24343631700 IstinaResearcherID (IRID): 165626406