Школа антропологии будущего ИОН РАНХиГС

Новости и события
О школе
Школа антропологии будущего РАНХиГС
Центр интеграции наук о человеке, конструирующих образы будущего в эволюционирующих системах. В фокусе внимания – человек в бесконечно меняющемся непредсказуемом мире, неопределенность которого возрастает. Исследование завтрашнего социума как принципиально новой среды существования общественных институтов и экономических субъектов – главная тема интересов Школы.


"На любую самую невероятную неопределенность, вызванную технологической революцией, человек всегда сможет ответить своей непредсказуемостью и сконструировать образы желаемого будущего. Для того, чтобы понять природу человека, необходимо выйти за пределы законов адаптации и понять, что в ситуациях неопределенности выигрывает тот, кто не ложится под изменяющийся мир, а трансформирует реальность непрерывно рискуя и действуя поверх барьеров".
Директор Школы антропологии будущего
Александр Асмолов, д.псх.н., профессор, академик РАО
„На любую самую невероятную неопределенность, вызванную технологической революцией, человек всегда сможет ответить своей непредсказуемостью и сконструировать образы желаемого будущего. Для того, чтобы понять природу человека, необходимо выйти за пределы законов адаптации и понять, что в ситуациях неопределенности выигрывает тот, кто не ложится под изменяющийся мир, а трансформирует реальность непрерывно рискуя и действуя поверх барьеров".

Директор Школы антропологии будущего
Александр Асмолов, д.псх.н., профессор, академик РАО

Концептуальное видение
  • проектирование смыслов и разработка «технологий под смыслы»
  • исследование и проектирование эмерджентных практик, механизмов генерации непредсказуемости в культуре
  • подготовка переговорщиков, фасилитаторов и медиаторов для стратегического диалога и согласования образов будущего
  • актуализация потенциала человека
  • в ситуации принятия решений
  • управление социо-культурными рисками
  • исследование родословной социальности,
  • трансформация границ социальности, приватности и публичности в социальном мире
  • «гуманитарный форсайт»: методология сканирования горизонтов как инструмент конструирования образов будущего
  • проектирование Школы возможностей развития личностного потенциала цифрового поколения
В фокусе внимания
  • исследования различных форм предвосхищения, существующих на разных уровнях эволюционирующих систем от форм предвосхищения (экстраполяция) у различных биологических видов до форм предвосхищения в пространстве социогенеза и персоногенеза;
  • переход от программ диктатуры прошлого (человеческий капитал) на программы конструирования образов будущего (человеческий потенциал), а также на работу с трансформацией временной перспективы (долгосрочно ориентированные программы);
  • объяснение скачков в развитии, раскрытие роли инноваций и инсайтов в эволюции разнообразия жизни.
Особое внимание
Исследование феноменов, которые не укладываются в рациональные схемы понимания поведения и находятся за рамками гомеостаза: механизмам преадаптации. Преадаптация как «опережение изменений» парадоксальна: в настоящем и прошлом всегда существует латентные, скрытые эмбрионы будущего, которые принципиально избыточны по отношению к актуальной ситуации. Преадаптации проявляются в таких явлениях, как «Горе от ума», поведение трикстеров и шутов, в логике неудач, приоткрывающих эволюционной смысл инсайтов эволюции, открывающих окна возможностей. Анализ феноменов преадаптации на разных этапах эволюции позволяет осуществлять «выбивание из седла», преодоление разных стереотипов, затрудняющих видение разнообразия, иных логик развития культуры. Анализ этого пласта феноменов позволяет преодолеть существующие в разных формах и в разных науках «эффекты колеи», проявляющиеся в ригидных (фиксированных) установках при решении различных классов задач и существующие в виде таких ловушек разума, как стереотипы, парадигмы, шаблоны поведения.
Интеллектуальная грибница
Aлександр Асмолов
директор Школы антропологии будущего академик РАО, заслуженный профессор МГУ д.псх.н., проф.
Аида Айламазьян
с.н.с. кафедры психологии личности факультета психологии МГУ, к.псх.н.
Александр Адамский
научный руководитель АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика«, к.пед.н.
Александр Поддьяков
в.н.с. международной лаборатории экспериментальной и поведенческой экономики НИУ
Александр Попов
ведущий научный сотрудник ШАБ ИОН РАНХиГС
Анастасия Назукина
научный сотрудник Школы антропологии будущего ИОН РАНХиГС
к.и.н.
Андрей Русаков
директор издательства "Образовательные проекты"
Вадим Петровский
ректор Института консультативной психологии, НИУ ВШЭ, д. псх.н., профессор, член-кор. РАО
Варвара Дьяконова
в.н.с. лаборатории нейробиологии развития института биологии развития РАН, д.б.н.
Вероника Нуркова
профессор МГУ, д.псх.н., профессор
Галина Солдатова
Зам. заведующего кафедрой психологии личности МГУ, д.псх.н., проф., член-кор. РАО
Григорий Асмолов
научный сотрудник Института России Королевского колледжа Лондона, PhD
Дмитрий Леонтьев
зав. международной лабораторией позитивной психологии личности и мотивации НИУ ВШЭ, д.псх.н., проф
Дмитрий Ушаков
Директор института психологии РАН , д.псх.н., проф., член-кор. РАН
Евгений Ивахненко
Профессор факультета философии МГУ, д.фсф.н., проф.
Евгения Шехтер
с.н.с. кафедры психофизиологии факультета психологии МГУ, к.псх.н.
Евгений Ямбург
директор центра образования №109 города Москвы,
заслуженный учитель Российской Федерации,
доктор пед. наук, член-корр. РАО
Елена Федорович
научный сотрудник Школы антропологии будущего ИОН РАНХиГС,
научный сотрудник Академии Московского зоопарка,
к.п.н.
Леонид Кроль
Директор института групповой и семейной психологии, к.м.н.
Марина Гусельцева
ведущий научный сотрудник лаборатории психологии подростка Психологического института РАО, д.псх.н
Нина Пастернак
старший научный сотрудник ШАБ ИОН РАНХиГС
к.п.н., доцент
Мария Тендрякова
с.н.с. института этнологии и антропологии РАН, доцент центра социальной антропологии РГГУ, к.и.н
Мария Фаликман
руководитель департамента психологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ, д.псх.н., профессор
Наталья Полева
научный сотрудник Школы антропологии будущего ИОН РАНХиГС
Олег Валуев
младший научный сотрудник ШАБ ИОН РАНХиГС
Павел Лукша
профессор практики МШУ Сколково
Павел Рабинович
директор центра проектного и цифрового развития образования ИПЭИ РАНХиГС, к.т.н., доцент
Петр Щедровицкий
председатель наблюдательного совета «Институт развития им. Г.П. Щедровицкого»,, к.ф.н.
Сергей Ениколопов
руководитель отдела медицинской психологии центра психического здоровья РАМН, к.псх.н.
Сергей Казарновский
директор школы «Класс-Центр», заслуженный учитель России
Софья Сорокина
младший научный сотрудник ШАБ
Татяна Алдошина
главный редактор коммуникационного агентства "Меркатор"
Татьяна Марцинковская
директор Института психологии имени Л.С. Выготского РГГУ, д.псх.н, проф.
Тимофей Нестик
зав. лабораторией социальной и экономической психологии ИП РАН, д.псх.н., проф.
Юрий Троицкий
профессор кафедры теории и истории гуманитарного знания РГГУ, к.и.н.
Контакты
welcome@homofuturis.ru.
Москва, Проспект Вернадского 84